1

Тема: Будут сносить все дома, не зарегистрированые в установленном порядке

В Госдуму внесен законопроект о сносе самовольных построек, по сути собираются сносить все дома, которые не зарегистрированы в установленном порядке.


В Государственную Думу внесен законопроект, направленный на защиту прав владельцев легально возведенных самовольных построек



Проект Федерального закона N 301924-7 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках)"

Законопроектом, в частности:

корректируется понятие самовольной постройки. К ним предлагается относить здание, сооружение или другое строение, возведенное, созданное на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенное, созданное без получения на это необходимых согласований, разрешений и (или) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, исключительно в случае, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки;

предлагается не относить к самовольным постройкам здание, сооружение или другое строение, возведенное, созданное с нарушением установленных ограничений по использованию земельного участка, если данные здание, сооружение, строение возведены, созданы на основании необходимых для этого согласований и (или) разрешений и в соответствии с ними, и (или) собственник данного объекта не знали и не мог и не обязан был знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка;

предлагается механизм приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, которое будет осуществляться в порядке, установленном для реконструкции объектов капитального строительства;

существенно сокращается перечень случаев принятия органами местного самоуправления решений о сносе самовольных построек, предусматривается запрет на принятие таких решений в отношении объектов недвижимого имущества, право собственности на которое зарегистрировано в ЕГРН или признано судом, либо в отношении которых ранее судом было принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки;

устанавливается возможность сноса объекта ИЖС или возведенного на садовом земельном участке жилого дома, садового дома или принятия решения о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями только на основании решения суда.


http://www.consultant.ru/law/hotdocs/51330.html/
© КонсультантПлюс, 1997-2017

Проект закона тут http://static.consultant.ru/obj/file/do … 1117-2.pdf

П Р А В И Т Е Л Ь С Т В О 
РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ
31  »  октября
7966п-П9
.2017_г.

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации
МОСКВА
О внесении проекта федерального
закона "О внесении изменений
в Гражданский кодекс Российской
Федерации (в части уточнения положений
о самовольных постройках)"
В  соответствии  со  статьей 104  Конституции  Российской  Федерации
Правительство      Российской      Федерации      вносит      на      рассмотрение
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект
федерального    закона    "О  внесении    изменений    в   Гражданский    кодекс
Российской   Федерации   (в   части   уточнения   положений   о   самовольных
постройках)".
Приложение: 1. Текст законопроекта на 12 л.
2. Пояснительная записка к законопроекту на 6 л.
3. Финансово-экономическое обоснование на 1 л.
4. Перечень федеральных  законов, подлежащих принятию,
изменению,       приостановлению       или       признанию
утратившими  силу  в  связи  с  принятием  федерального
закона, на 1 л.
5. Перечень   нормативных   правовых   актов   Президента
Российской    Федерации,    Правительства    Российской
Федерации   и   федеральных   органов   исполнительной
власти,   подлежащих   признанию   утратившими   силу,
приостановлению,  изменению  или  принятию  в  связи
с принятием федерального закона, на 1 л.
Государственная Дума ФС РФ
Дата01.11.2017
№301924-7;   1.1
6. Распоряжение   Правительства   Российской   Федерации
о внесении   в   Государственную   Думу   Федерального
Собрания Российской Федерации законопроекта на 1 л.
Председатель Правительства
Российской Федерации  .  ^.       Д.Медведев

Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации
(в части уточнения положений о самовольных постройках)
Статья 1
Внести  в  Гражданский  кодекс  Российской  Федерации  (Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  1994,  №32,  ст. 3301;  2006,
№27,  ст. 2881;  2007,  №27,  ст. 3213;  2015,  №29,  ст. 4384;  2016,  №27,
ст. 4287) следующие изменения:
1) в статье 222:
а) в пункте 1:
после слова "необходимых" дополнить словом "согласований,";
дополнить  словами  "в  случае,  если  разрешенное  использование
земельного    участка,    требование    о    получении    соответствующих
согласований,   разрешений   и   (или)   указанные   градостроительные   и
строительные  нормы  и  правила  установлены  на  дату  начала  создания
самовольной  постройки  и  являются  действующими  на  дату  выявления
самовольной постройки";
дополнить  предложением  следующего  содержания:  "Не  является
самовольной   постройкой   здание,   сооружение   или   другое   строение,
возведенные,  созданные  с  нарушением  установленных  ограничений  по
использованию  земельного  участка,  если  данные  здание,  сооружение,
строение  возведены,  созданы  на  основании  необходимых  для  этого
согласований  и  (или)  разрешений  и  в  соответствии  с  ними  и  (или)
собственник данного объекта не знал и не мог или не обязан был знать о
действии  указанных  ограничений  в  отношении  принадлежащего  ему
земельного участка.";
б)  пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Лицо, осуществившее  самовольную постройку,  правообладатель
земельного  участка,  на  котором  создана  самовольная  постройка,  не
приобретают на нее право собственности, в том числе при переходе прав
на   земельный   участок.   Указанные   лица   не   вправе   распоряжаться
постройкой, в том числе продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать
иные сделки. Эксплуатация самовольной постройки не допускается.
Самовольная   постройка   подлежит   сносу   или   приведению   в
соответствие        с        параметрами,        установленным        правилами
землепользования и застройки, документацией по планировке территории
или     обязательными     требованиями     к     параметрам     постройки,
предусмотренным    законами    (далее    -    установленные    требования),
осуществившим  ее  лицом  либо  за  его  счет,  а  при  отсутствии  сведений
о  таком  лице  у  органа,  принявшего  решение  о  сносе  самовольной
постройки   или  о  приведении  ее  в   соответствие  с  установленными
требованиями,   правообладателем   земельного   участка,   на   котором
возведена,  создана  самовольная  постройка  либо  за  его  счет,  кроме
случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи и законом.";
в) абзац третий пункта 3 изложить в следующей редакции:
"если    на    день    обращения    в    суд    постройка    соответствует
установленным требованиям;";
1       2
г) дополнить пунктами 3  и 3  следующего содержания:
"З 1 . Решение о  сносе  самовольной  постройки  или  о ее  приведении
в  соответствие с установленными  требованиями принимается судом  или
в   случаях,   предусмотренных   пунктом 4   настоящей   статьи,   органом
местного самоуправления поселения, городского округа.";
2
3 . Лицо,    являющееся    правообладателем    земельного    участка,
на  котором  создана  самовольная  постройка,  выполнившее  требование
о  приведении  самовольной  постройки  в  соответствие с установленными
требованиями,  приобретает  право  собственности  на здание,  сооружение,
другое  строение,  в  отношении  которого  ранее  было  принято  решение  о
приведении  самовольной  постройки  в  соответствие  с  установленными
требованиями.";
д) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Органы местного самоуправления поселений, городских округов
принимают   в   порядке,   установленном   законом,   решение   о   сносе
самовольной   постройки   или   о   ее   приведении   в   соответствие   с
установленными требованиями в следующих случаях:
решение  о  сносе  самовольной  постройки  -  в  случае,  если  такая
постройка  создана  или  возведена  на  земельном  участке,  в  отношении
которого  отсутствуют  правоустанавливающие  и (или)
правоудостоверяющие  документы,  и  необходимость  наличия  указанных
документов  установлена  в  соответствии  с  законодательством  на  дату
начала строительства такого  объекта,  либо  такая постройка создана  или
возведена   на   земельном   участке,   вид   разрешенного   использования
которого  не  допускает  строительство  на  нем  такого  объекта  и  который
расположен в границах территории общего пользования;
решение  о  сносе  самовольной  постройки  или  о  ее  приведении  в
соответствие с установленными требованиями -  в случае,  если постройка
создана   или   возведена   на   земельном   участке,   вид   разрешенного
использования  которого  не  допускает  строительство  на  нем  такого
объекта,  и  данная  постройка  расположена  в  границах  зоны  с  особыми
условиями использования территории, при условии, что режим указанной
зоны  не  допускает  строительство  такого  объекта,  либо  в  отношении
самовольной  постройки  отсутствует  разрешение  на  строительство,  при
условии,    что    границы    указанной    зоны,    необходимость    наличия
указанного разрешения установлены  в соответствии  с законодательством
на дату начала строительства такого объекта.
При этом срок для сноса самовольной постройки устанавливается с
учетом характера самовольной  постройки, но не может составлять менее
чем  три  месяца  и  более  чем  двенадцать  месяцев,  срок  для  приведения
самовольной  постройки в соответствие с установленными требованиями
устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может
составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.
Органы местного самоуправления поселений, городских округов  не
вправе  принимать  решение  о  сносе  самовольных  построек  или  об  их
приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении
объектов  недвижимого  имущества,  право  собственности  на  которые
зарегистрировано в Едином  государственном  реестре недвижимости или
признано  судом  в  соответствии  с  пунктом  3  настоящей  статьи,  либо  в
отношении    которых   ранее    судом    принято    решение    об    отказе    в
удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки.";
е) дополнить пунктами 5-8 следующего содержания:
"5. Применительно    к    объекту    индивидуального    жилищного
строительства,  а  также  к  созданным  на  садовом  земельном  участке
жилому  дому,  садовому  дому  решение  о  сносе  самовольной  постройки
или  о  ее  приведении  в  соответствие  с  установленными  требованиями
принимается только судом.
6. Лицо,   которое   приобрело   здание,   сооружение   или   другое
строение, право собственности на которое ранее было зарегистрировано,
имеет право на возмещение за счет казны Российской Федерации убытков
в связи с утратой права собственности на такие здание, сооружение или
другое   строение   в   случае   принятия   в   отношении   таких   здания,
сооружения,  другого  строения  решения  о  сносе  самовольной  постройки
или о ее приведении в соответствие с установленными требованиями. При
определении размера возмещения в него включается рыночная стоимость
здания, сооружения или другого строения - в случае принятия решения о
сносе самовольной постройки или разница между рыночной стоимостью
созданного   здания,   сооружения   или   другого   строения   и   рыночной
стоимостью    таких    здания,    сооружения,    другого    строения    после
приведения их в соответствие с установленными требованиями - в случае
принятия решения о приведении  самовольной  постройки  в  соответствие
с установленными  требованиями, а также убытки, возникающие  в  связи
с  невозможностью  исполнения собственниками  здания,  сооружения  или
другого  строения    обязательств  перед  третьими  лицами,  в  том  числе
основанных  на  заключенных  с  такими  лицами  договорах,  и  упущенная
выгода.
7. Лицо,  указанное  в  пункте  6  настоящей  статьи,  осуществившее
снос   самовольной   постройки   или   ее   приведение   в   соответствие   с
установленными  требованиями,  либо  орган  местного  самоуправления,
осуществивший   в   случаях,   предусмотренных   законом,   снос   такой
самовольной    постройки    или    ее    приведение    в    соответствие    с
установленными  требованиями,  имеют  право  на  возмещение  за  счет
казны  Российской  Федерации  расходов  на  такие  снос  самовольной
постройки,    приведение    ее    в    соответствие    с    установленными
требованиями.
8. Российская  Федерация  в  лице  органа  регистрации  прав  имеет  право
регрессного  требования  в  размере  возмещенных  Российской  Федерацией  в
соответствии  с  пунктами  6  и  7  настоящей  статьи  сумм  к  государственному
регистратору,    по    вине    которого,    установленной    судом,    в    Единый
государственный   реестр   недвижимости   были   внесены   незаконные   или
недостоверные данные об объекте недвижимого имущества, правах на него.";
2) пункт   2   статьи   238   дополнить   предложением   следующего
содержания: "В случае передачи в государственную или муниципальную
собственность  земельного  участка,  на  котором  расположено  здание,
сооружение,  другое  строение,  в  отношении  которых  принято  решение
о  сносе  самовольной  постройки  или  приведении  ее  в  соответствие
с   установленными   требованиями,    вычитаются    также   затраты    на
проведение  работ  по  сносу  самовольной  постройки  или  приведению  ее
в    соответствие    с    установленными    требованиями,    определяемые
в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.";
3) абзац   второй   пункта   2  статьи   263   изложить   в   следующей
редакции:
"Последствия  самовольной  постройки,  созданной  на  земельном
участке его собственником или иными лицами, определяются статьей 222
настоящего Кодекса.".
4) статью 285   дополнить   словами   ",   либо   на   участке   создана
самовольная  постройка  и  лицами,  указанными  в  пункте  2  статьи  222
настоящего   Кодекса,   не   осуществлен   ее   снос   или   приведение   в
соответствие с  установленными  требованиями  в  срок,  предусмотренный
решением  о  сносе  самовольной  постройки  или  о  ее  приведении  в
соответствие с установленными требованиями".
Статья 2
1. Положения    пункта    5   статьи    222    Гражданского    кодекса
Российской  Федерации  (в  редакции  настоящего  Федерального  закона)
применяются  также  в  отношении  жилых  домов  и  жилых  строений,
созданных  до  1 января  2019  года  соответственно  на  дачных  и  садовых
земельных участках.
2. Положения  пунктов  6-8 статьи  222  Гражданского  кодекса
Российской  Федерации  (в  редакции  настоящего  Федерального  закона)
применяются к правоотношениям, возникшим в связи с решением о сносе
самовольной   постройки   или   о   ее   приведении   в   соответствие   с
параметрами, установленными правилами землепользования и застройки,
документацией    по    планировке    территории    или    обязательными
требованиями  к   параметрам  постройки,  предусмотренными  законом,
которое принято после дня вступления в силу настоящего Федерального
закона.
3. Решение о сносе самовольной  постройки  или  о  ее  приведении  в
соответствие       с       параметрами,       установленными       правилами
землепользования и застройки, документацией по планировке территории
или     обязательными     требованиями     к     параметрам     постройки,
предусмотренными  законом,  не  может  быть  принято  в  соответствии  со
статьей 222  Гражданского  кодекса  Российской  Федерации  в  отношении
объектов  индивидуального  жилищного  строительства,  построенных  на
земельных  участках,  предназначенных для индивидуального  жилищного
строительства  или  расположенных  в  границах  населенных  пунктов  и
предназначенных   для   ведения   личного   подсобного   хозяйства,   и   в
отношении  жилых  домов,  жилых  строений,  построенных  на  дачных,
садовых  земельных  участках,  при  наличии  одновременно  следующих
условий:
1) права   на   такие   объекты,   жилые    дома,   жилые   строения
зарегистрированы до 1 марта 2018 года;
2) параметры   таких   объектов,   жилых   домов,   жилых   строений
соответствуют   предельным   параметрам   разрешенного   строительства,
реконструкции  объектов  капитального  строительства,  установленным
правилами    землепользования    и    застройки,    и    (или)    предельным
параметрам    таких    объектов,    жилых    домов,    жилых    строений,
установленным федеральным законом;
3) указанные  объекты,  жилые  дома,  жилые  строения  расположены
на  земельных  участках,  принадлежащим  на  праве  собственности  или
на  ином  праве  собственникам  таких  объектов,  жилых  домов,  жилых
строений.
4. Положения  части  3  настоящей  статьи  применяются  также  в
случае    перехода    прав    на    объекты    индивидуального    жилищного
строительства, построенные на земельных участках, предназначенных для
индивидуального   жилищного   строительства   или   расположенных   в
границах  населенных  пунктов  и  предназначенных  для  ведения  личного
подсобного  хозяйства,  жилые  дома,  жилые  строения,  построенные  на
дачных, садовых земельных участках, после 1 марта 2018 года.
5. Орган местного самоуправления поселения,  городского округа  не
вправе  принимать  решения  о  сносе  самовольных  построек  или  об  их
приведении в соответствие с установленными требованиями:
1)     в     связи     с     отсутствием     правоустанавливающих     и (или)
правоудостоверяющих документов на земельный участок, в отношении зданий,
сооружений, других строений, созданных на таком земельном участке до дня
вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации;
2) в  связи  с  отсутствием  разрешения  на  строительство  в  отношении
зданий, сооружений, других строений, созданных до дня вступления в силу
"Градостроительного  кодекса  Российской  Федерации"  от  7  мая  1998  года
№ 73-Ф3.
6. В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 5 настоящей статьи,
решение   о   сносе   самовольных   построек   или   об   их   приведении   в
соответствие  с  установленными   требованиями   может  быть  принято
только судом.
Статья 3
Подпункты "б"  -  "д"  пункта 1,  пункты 2-4  статьи 1  настоящего
Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2018 года.
Президент
Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в Гражданский кодекс Российской Федерации
(в части уточнения положений о самовольных постройках)"
Проект  федерального  закона  "О внесении  изменений  в  Гражданский
кодекс Российской Федерации (в части уточнения  положений о самовольных
постройках)"  (далее  -  законопроект)  подготовлен  во  исполнение  поручения
Президента  Российской  Федерации  В.В.Путина,  предусмотренного  абзацем 5
подпункта "а"     пункта 2    Перечня     поручений     по     итогам     заседания
Государственного  Совета  по  вопросам  развития  строительного  комплекса  и
совершенствования    градостроительной    деятельности    от    17 мая    2016 г.
№Пр-1138ГС,  а  также  поручений  Правительства  Российской  Федерации
от  18 июля  2016 г.  № ДК-П9-159пр,  от  7 декабря  2016 г.  № ДК-П9-257пр,
от 31 января 2017 г. № ДК-П9-30пр, от 16 мая 2017 года № ДК-П9-134пр.
Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования
вопросов,  связанных  с  признанием  зданий,  сооружений,  других  строений
самовольными постройками, принятием  решений об их сносе  или приведении
в соответствие с установленными требованиями.
Во    избежание    отнесения    к    самовольной    постройке    "легально"
возведенных   объектов   законопроектом   предлагается   уточнить   понятие
самовольной   постройки.   Так,   к   самовольным   постройкам   предлагается
относить здание, сооружение или другое строение,  возведенные, созданные на
земельном  участке,  не  предоставленном  в  установленном  порядке,  или  на
земельном   участке,   разрешенное   использование   которого   не   допускает
строительства  на  нем  данного  объекта,  либо  возведенные,  созданные  без
получения   на   это   необходимых   согласований,   разрешений   и (или)   с
нарушением     градостроительных     и     строительных     норм     и     правил,
исключительно в случае, если разрешенное использование земельного участка,
требование  о  получении  соответствующих  согласований,  разрешений  и (или)
градостроительные  и  строительные  нормы  и  правила  установлены  на  дату
начала  создания  самовольной  постройки  и  являются  действующими  на  дату
выявления самовольной постройки.
При  этом  в  целях  защиты  прав  и  законных  интересов  добросовестных
застройщиков  законопроектом  из  числа  самовольных  построек  исключаются
здание,   сооружение   или   другое   строение,   возведенные,   созданные   с
нарушением   установленных   ограничений   по   использованию   земельного
участка,  если  данные  здание,  сооружение,  строение  возведены,  созданы  на
основании    необходимых   для    этого    согласований    и (или)    разрешений
и в соответствии с ними и (или) собственник данного объекта не знал и не мог
или  не  обязан  был  знать  о  действии  указанных  ограничений  в  отношении
принадлежащего ему земельного участка.  Введение такой нормы обусловлено
тем,   что   в  отношении   значительного   числа   зон   с  особыми   условиями
использования  территории  отсутствовал  публичный  доступ  к  сведениям  о
таких зонах, их границах, ограничениях в использовании земельных участков в
таких зонах.
В  связи  с  тем,  что  большая  часть  самовольных  построек  являются
таковыми   ввиду   несоответствия   требованиям   застройки,   законопроектом
предлагается    ввести    механизм    приведения    самовольной    постройки    в
соответствие   с   установленными   требованиями:   приведение   самовольной
постройки   в   соответствие   с   установленными   требованиями   планируется
осуществлять   в   порядке,   установленном   для   реконструкции   объектов
капитального строительства.
При    этом    такое    решение    в    случае    несоответствия    постройки
установленным    параметрам     принимается    судом.    Органом     местного
самоуправления такое решение может быть принято  в случае, если постройка
создана или возведена на земельном участке, вид разрешенного использования
которого  не  допускает  строительство  на  нем  такого  объекта,  и  данная
постройка расположена в границах  зоны с особыми условиями  использования
территории,   при   условии,   что   режим   указанной   зоны   не   допускает
строительство  такого  объекта,  либо  в  отношении  самовольной  постройки
отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной
зоны,   необходимость   наличия   указанного    разрешения   установлены    в
соответствии   с   законодательством   на   дату   начала   строительства   такого
объекта.   То   есть   каждый   объект   оценивается   индивидуально,   и   при
возможности приведения его  в соответствие с установленными  требованиями,
и  органом  местного  самоуправления  принимается  указанное  решение,  а  не
решение о сносе.
В целях исключения субъективизма и злоупотреблений на практике при
принятии  органом  местного  самоуправления  решений  о  сносе  самовольной
постройки  законопроектом  также  конкретизируются  случаи  принятия  таких
решений.
Действующая  редакция  статьи 222  Гражданского  кодекса  Российской
Федерации позволяет органам местного самоуправления принимать решения о
сносе   самовольной   постройки   практически  в  неограниченных   случаях  -
в  случае  создания  или  возведения  самовольной  постройки  на  земельном
участке,  не  предоставленном  в  установленном  порядке  для  этих  целей,  если
этот    земельный   участок    расположен    в   зоне    с   особыми   условиями
использования    территорий    (за    исключением    зоны    охраны    объектов
культурного  наследия  (памятников истории  и  культуры)  народов Российской
Федерации)  или  на  территории  общего  пользования  либо  в  полосе  отвода
инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
В  результате  на  практике  получила  распространение  ситуация,  когда
балансодержатели  линейных  объектов  требуют  от  граждан  сноса  зданий,
которые являются единственным жильем для граждан.
Законопроект,  с  одной  стороны,  уточняет  случаи  принятия  указанных
решений,  предусмотрев  в  качестве  оснований  только  безусловные  признаки
самовольной  постройки  (отсутствие  правоустанавливающих  документов  на
земельный    участок,    отсутствие    разрешения    на    строительство,    если
законодательством   на   дату   начала   создания   постройки   предусмотрена
необходимость      наличия      таких      документов)      и      конкретизировав,
предусмотренные  действующей  редакцией  (вид  разрешенного  использования
земельного  участка  не допускает  строительства  соответствующих  объектов и
такой   земельный   участок   расположен   в   границах   территории   общего
пользования  или  в  границах  зоны  с  особыми  условиями  использования
территории, режим которой не допускает такого строительства).
С   другой   стороны,   законопроектом   также   существенно   сокращен
перечень  случаев  принятия  органами  местного  самоуправления  решений  о
сносе самовольных построек, поскольку предусмотрен запрет принятия таких
решений в отношении объектов недвижимого имущества, право собственности
на    которые     зарегистрировано    в    Едином     государственном     реестре
недвижимости или  признано  судом,  либо  в отношении  которых  ранее  судом
принято  решение  об  отказе  в  удовлетворении  исковых  требований  о  сносе
самовольной постройки.
Кроме  того,  законопроектом  предусматривается,  что  применительно  к
объекту  индивидуального  жилищного  строительства  или  возведенному  на
садовом  земельном  участке  жилому  дому,  садовому  дому  решение  о  сносе
самовольной постройки или о ее приведении в соответствии с установленными
требованиями  принимается  только  судом,  а  также  вводятся  ограничения  на
признание самовольными постройками указанных объектов, права на  которые
зарегистрированы до 1 марта 2018 г.
Также,   законопроектом   устанавливается   запрет   принятия   органом
местного самоуправления решения о сносе  самовольной постройки, созданной
до  даты   вступления   в  силу   Земельного  кодекса  Российской  Федерации
(в  случае,  если  основанием  принятия  решения  о  сносе  является  отсутствие
правоустанавливающих      документов      на      земельный      участок)      или
Градостроительного    кодекса    Российской    Федерации    (в    случае,    если
основанием  принятия  решения  о  сносе  является  отсутствие  разрешения  на
строительство).  В  этом  случае  принятие  решения  о  сносе  самовольных
построек возможно исключительно в судебном порядке.
Действующей  редакцией  части 4 статьи 222  ГК  РФ  предусмотрено,  что
решение  о  сносе  самовольной  постройки  вправе  принять  органы  местного
самоуправления  городского  округа  (муниципального  района  в  случае,  если
самовольная постройка расположена на межселенной территории).
При этом данная норма не  учитывает необходимость принятия решений
о   сносе   самовольной   постройки   на   территориях   городских   и   сельских
поселений органами местного самоуправления поселений.
На   основании   изложенного   законопроектом   устраняется   правовая
коллизия действующей нормы статьи 222 ГК РФ.
В  целях  обеспечения  реализации  норм  на  практике  законопроектом
также  предусматривается  возложение  обязанности  по  сносу  самовольной
постройки  (приведению  ее  в  соответствие  с  установленными  требованиями)
правообладателем  земельного  участка  при  отсутствии  у  органа,  принявшего
соответствующее решение, информации о лице, осуществившем самовольную
постройку,    что    корреспондируется    с    обязанностями    правообладателя
земельного участка (ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из действующей редакции также исключены нормы административного
характера,  не  относящиеся  к  предмету  гражданского  законодательства,  а
соответствующие процедурные вопросы принятия решений органами местного
самоуправления о сносе самовольных построек (приведении их в соответствие
с    установленными     требованиями),     выявления     лиц,     осуществивших
самовольную постройку, порядок сноса самовольных построек (приведения их
в  соответствие  с  установленными  требованиями)  в  случае  не  выполнения
указанной  обязанности  лицами,  осуществившими  самовольную  постройку,
предлагается   урегулировать   в   рамках    земельного   законодательства    и
законодательства о градостроительной деятельности.
Учитывая,   что   в   соответствии   со   статьей 42   Земельного   кодекса
Российской  Федерации  установлены  такие  обязанности  правообладателей
земельных   участков   как   их   использование   в   соответствии   с   целевым
назначением,       соблюдение       при       их       использовании       требований
градостроительных  регламентов,  строительных,  экологических,  санитарно-
гигиенических,      противопожарных      и      иных      правил,      нормативов,
соответствующие  изменения  внесены  в  статью 285  Гражданского  кодекса
Российской  Федерации  в  части  конкретизации  требований  законодательства
Российской  Федерации,  в  связи  с  нарушением  которых  земельный  участок
может  быть  изъят  у  собственника. При этом законопроектом  предусмотрено,
что такое изъятие возможно только в случае невыполнение лицом обязанности
по   сносу   самовольной   постройки   (приведению   ее   в   соответствие   с
установленными требованиями).
Законопроектом   также   вводятся   нормы,   направленные   на   защиту
имущественных интересов  лиц - приобретателей  зданий, сооружений,  других
строений,  право  собственности  на  которые  было  зарегистрировано,  в  случае
признания таких объектов самовольными постройками.
Согласно   позиции   Конституционного   Суда   Российской   Федерации
государство  в  лице  уполномоченных  законом  органов  и  должностных  лиц,
действующих  при  осуществлении  процедуры  государственной  регистрации
прав  на  недвижимое  имущество  на  основе  принципов  проверки  законности
оснований   регистрации,   публичности   и   достоверности   государственного
реестра  (абзац  второй  пункта 1  статьи  81  Гражданского  кодекса  Российской
Федерации),  подтверждает  тем  самым  законность  совершения  сделки  по
отчуждению  объекта  недвижимости.  Проверка  же  соблюдения  закона  при
совершении предшествующих сделок с недвижимым имуществом со стороны
приобретателя  этого  имущества  -  в  отличие  от  государства  в  лице  органа,
осуществляющего    государственную    регистрацию   прав    на    недвижимое
имущество   и   сделок   с   ним,   -   зачастую   существенно   затруднена   или
невозможна  (постановление  от  22 июня  2017 г.  № 16-П "По  делу  о  проверке
конституционности  положения  пункта 1  статьи 302  Гражданского  кодекса
Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Н. Дубовца").
Учитывая вышеизложенное, законопроектом предусматривается выплата
за  счет  казны  Российской  Федерации  однократной  компенсации  за  утрату
права   собственности   на   здание,   сооружение,   другое   строение   в   выше
указанном  случае,  а  также  компенсация  лицам или  органом,  за  счет  которых
был произведен снос самовольной постройки (ее приведение в соответствие с
установленными   требованиями),   расходов   на   такой   снос   (приведение   в
соответствие).  Порядок  выплаты  компенсации  предлагается  урегулировать
Федеральным  законом  от  13 июля  2015 г.  №218-ФЗ  "О  государственной
регистрации недвижимости".
Учитывая   изложенное,   принятие   законопроекта,   с   одной   стороны,
позволит   в   значительной   степени   пресечь   наиболее   распространенные
нарушения в области градостроительной деятельности, окажет благоприятное
влияние на развитие строительной отрасли без установления дополнительных
административных  барьеров,  которые  могут  повлиять  на  увеличение  срока
строительства,  с  другой,  позволит  в  большей  степени  защитить  права  и
законные интересы добросовестных застройщиков  и приобретателей объектов
недвижимого имущества.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в Гражданский кодекс Российской Федерации
(в части уточнения положений о самовольных постройках)"
Принятие   проекта   федерального   закона   "О   внесении   изменений   в
Гражданский кодекс Российской  Федерации (в части уточнения положений о
самовольных    постройках)"    не    потребует    дополнительных    финансовых
расходов, осуществляемых за счёт средств федерального бюджета и бюджетов
иных уровней бюджетной системы Российской Федерации.

П Е Р Е Ч Е Н Ь 
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению,
приостановлению или признанию утратившими силу в связи
с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений
в Гражданский кодекс Российской Федерации (в части уточнения
положений о самовольных постройках)"
Принятие   проекта  федерального   закона   "О  внесении   изменений   в
Гражданский кодекс Российской Федерации  (в части уточнения положений о
самовольных     постройках)"     не     повлечет     необходимости     признания
утратившими  силу,  изменения,  приостановления  или  принятия  федеральных
законов.

П Е Р Е Ч Е Н Ь 
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации и федеральных органов
исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием
проекта федерального закона "О внесении изменений в Гражданский
кодекс Российской Федерации (в части уточнения положений
о самовольных постройках)"
Принятие   проекта  федерального   закона   "О  внесении  изменений  в
Гражданский кодекс Российской Федерации (в части уточнения  положений о
самовольных     постройках)"     не     повлечет     необходимости     признания
утратившими  силу,  приостановления,  изменения  или  принятия  нормативных
правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской
Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
97093027
ПРАВИТЕЛЬСТВО  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е 
от 30 октября 2017 г.  № 2407-р
МОСКВА
1. Внести    в    Государственную    Думу    Федерального    Собрания
Российской   Федерации   проект   федерального   закона   "О   внесении
изменений   в   Гражданский   кодекс   Российской   Федерации   (в   части
уточнения положений о самовольных постройках)".
2. Назначить  заместителя  Министра  строительства
и жилищно-коммунального хозяйства Российской  Федерации Мавлиярова
Хамита   Давлетяровича   официальным   представителем   Правительства
Российской    Федерации   при    рассмотрении    палатами    Федерального
Собрания    Российской     Федерации     проекта    федерального    закона
"О  внесении  изменений  в  Гражданский  кодекс  Российской  Федерации
(в части уточнения положений о самовольных постройках)".
Председатель Правительства
Российской Федерации  Д.Медведев
3521967